На протяжении многих веков колокола сопровождали своим звоном жизнь народа. Они размеряли течение дней, возвещая время трудиться и время отдыхать, время бодрствовать и время спать, время веселью и время скорби. Они оповещали о грозящем стихийном бедствии и о приближении врага, они созывали мужчин для борьбы с неприятелем и встречали торжественным звоном победителей, собирали граждан для обсуждения важных дел и призывали к восстаниям в годы тирании. Колокола звонили при встрече высокого гостя или начальства.

Встреча в Холмогорах и Архангельске Петра I в 1693 г. «Июля в 28 день».

«И на завтрее... поплыли к городу Архангельскому Двиною рекою мимо пасад. А как посадами плыли, тогда был звон по всем приходским церквам во всея колокола. И звону во вся бывшу того вечера и ночи до 5-го часа.»

Колокола висели на маяках, были и колокольни-маяки. У церкви Вознесения Господня на Соловках «над колокольнею находится деревянная глава... а поверху главы устроен деревянный фонарь со стеклом, который служит маяком». Рейнеке в «Гидрографическом описании Белого моря» упоминает при маяке на Мысе-Острове башенку с колоколом, который звонит во время тумана.

В народе, колокольный звон, называют «Малиновым звоном», и происходит это название, от Бельгийского города Мехелен, признанного центра колокололитейного искусства и колокольной музыки Европы. Во французской транскрипции этот город называется Малин (Malines), с ударением на последний слог. Первый, такой благозвучный колокол из Малина, привёз в Россию, Пётр I, его и сейчас можно услышать с колокольни Санткт-Петербургского Петропавловского собора.